Дизайн как таковой — довольно широкое понятие. Особенно, в эпоху цифровых технологий. Очень важное значение сейчас приобрел дизайн цифровых продуктов, задача которого — создание практичных, удобных и интуитивно понятных пользователям интерфейсов. Ведь если юзеру сложно разобраться с вашим сайтом или приложением, скорее всего вы его потеряете.
UX дизайн (User experience design) — это комплексный подход к взаимодействию пользователя с цифровым продуктом. Цель UX дизайна — создание максимально удобных в функционале и простых для восприятия сайтов, мобильных приложений или программ.
UX дизайн требует изучения психологии пользователей, разработки прототипов поведения и проведения тестирований. Он включает в себя множество компонентов: информационную архитектуру, контент, графический дизайн, проектирование взаимодействия.
UI дизайн (User interface design) — более узкое понятие, включающее набор графических инструментов (кнопки, слайдеры, меню и пр.)
Цель UI дизайна — помочь интернет-пользователю наладить взаимодействие с цифровым продуктом. Проще говоря сфера UI дизайна — внешний вид сайта или приложения.
При изучении UX и UI дизайна вы столкнетесь с массой новых для себя понятий. Вот основные из них.
UX дизайн — основные термины
- Доступность — это деятельность, призванная сделать продукт и интерфейс доступным для широкого круга лиц. Для этого используются такие приемы, как альтернативное управление клавиатурой, сбалансированная цветовая гамма, адаптированные версии, специальная разметка на страницах и др.
- Контекст анализа использования — это сбор и анализ данных о потенциальных пользователях. Чтобы собрать такую информацию организуются опросы, взаимодействие с фокус-группами, семинары, интервью.
- Эффективность (производительность) — важная характеристика юзабилити сайта, можно сказать КПД. Продукт тем эффективнее, чем меньше времени и усилий ушло у пользователя на то, чтобы найти нужный элемент на сайте.
- Легко обучаемый — аспект, отражающий удобство использования, который призван сделать взаимодействие пользователя с интерфейсом легче и быстрее.
- Фокус-группа — это группа потенциальных пользователей продукта, которая собирается для получения обратной связи. Мнение фокус-группы крайне важно на первоначальном этапе планирования продукта.
- Фасилитатор — это человек, отвечающий за коммуникацию между разработчиками. Это «ангел хранитель» проекта, обеспечивающий нужную атмосферу в группе, улаживающий конфликты, следящий за проведением встреч, помогающий коллективу сконцентрироваться на целях и достичь наилучшего результата.
- Интерфейс — это набор инструментов, объект или среда, через которые пользователь взаимодействует с готовым продуктом (кнопки, текстовые поля, галочки, переключатели и пр.).
- Информационная архитектура — это структура, дизайн, макет и навигация продукта (связь страниц, размещение элементов на странице и пр.). Информационная архитектура позволяет пользователям находить нужную информацию и управлять ею.
- Прототип — это первоначальный дизайн продукта или интерфейса, необходимый для получения обратной связи участников проекта, заинтересованных специалистов и пользователей.
- Совместная разработка — это процесс, вовлекающий и разработчиков, и представителей бизнеса, и пользователей для создания решения. Так, например, разработчики часто привлекают пользователей к проектированию продукта, чтобы убедиться в востребованности его функций.
- Плюралистический подход к юзабилити — это метод тестирования, который применяется для оценки дизайна на ранней стадии. В тестировании участвуют разработчики интерфейса и пользователи.
- Раскадровка — это метод иллюстрирования взаимодействия пользователя и продукта. Это может быть серия рисунков, эскизов, описания к ним.
UI дизайн — основные термины
- Аффорданс — это визуальные ключи к функциям элементов на сайте. Ведь далеко не всю информацию на сайте можно донести до пользователя словами, а аффордансы помогают понять, что будет, если нажать на ту или иную кнопку. Правильное использование аффордансов помогает улучшить интуитивность интерфейса.
- Каскадные таблицы стилей (CSS) — это формальный язык для описания внешнего вида страниц, написанных языками HTML и XHTML. Цель CSS — разделение содержимого и оформление продукта. Каскадные таблицы стилей используются, например, для задания цветов, шрифтов и т. д.
- Система управления контентом — это программа, предназначенная для совместного создания, редактирования контента и управления им на сайте.
- Навигация (меню) — это форма (система ссылок), помогающая пользователю перемещаться по сайту либо мобильному приложению.
- Анимация — это моделирование движения посредством быстрого появления изображений в определенной последовательности.
- Метки — это кнопки и другие элементы, предназначенные для навигации по сайту или приложению.
- Пустое пространство — это часть страницы без текста или изображений.
- Путь — это маршрут, который пользователь проходит на сайте.
- «Что видишь, то и получишь» — это свойство интерфейсов или программ, где макет выглядит очень похожим на конечный продукт, а именно так, что может быть представлен в виде презентации или печатной версии. Эту функцию выполняют «визуальные редакторы».
Разумеется, этот перечень терминов неполный. В процессе углубления в тему UI и UX дизайна он существенно расширится. Если вас увлекает профессия UI/UX дизайнера, добро пожаловать на курсы в Академию IT Star!